Масштабные сбои при маркировке лекарств в октябре
С письменной просьбой отказаться от введения маркировки «Честный знак», к министру торговли и промышленности Д. Мантурову, обратилась общественная организация «Опора России». Речь идет о тех отраслях, где практически отсутствует нелегальная продукция, и там где уже функционируют механизмы прослеживания.
Ускоренное введение маркировки приводит к массовым технологическим и функциональным сбоям. Поводом для обращения послужили проблемы фармпроизводителей, связанные со сбоями и ошибками в работе оптово-розничного звена системы «Честный знак».
Иностранные фармакологические компании из-за этого не могут поставить аптекам и дистрибьюторам более 450 видов лекарств, объемом свыше 40 миллионов упаковок. На простои из-за сбоев жалуются также производители парфюмерной и обувной промышленности.
По мнению Александра Калинина, президента «Опоры России», прежде чем переходить к повсеместному запуску маркировки, необходимо решить функциональные и технические вопросы. И делать это нужно, основываясь на исследованиях доли контрафакта на рынке, а также глубоком анализе эффективности маркировки для ее снижения.
«Честный знак» уже обязателен для меховых изделий, лекарств, обуви и табака, духов и фотоаппаратов, с 1 ноября — для шин и покрышек. Систему сплошной маркировки в России планируют создать к 2024 году. Наносить маркировку обязали производителей, импортеров, дистрибьюторов, предприятия оптовой и розничной торговли.
Ранее в НИФИ Минфина подсчитывали, что маркировка всех товаров народного потребления, на 1,5 триллионов рублей увеличит ежегодные затраты бизнеса. Что, в свою очередь, в среднем добавит 5,4% к конечной стоимости товаров.
По мнению «Опоры России», маркировка избыточна при производстве, дистрибуции и продаже пива (Минпромторг в сентябре предложил расширить обязательную маркировку на алкогольный рынок, начав с пивоваров). Алкогольная продукция уже контролируется ЕГАИС.
Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев заявил, что эта инициатива избыточна. «В пиве отсутствуют подделки, размер неучтенной продукции около 7%, и в основном это сегмент разливного пива», — сообщает он. Дублирующая ЕГАИС система будет дорогостоящей, затраты лягут в финальную цену. Установка оборудования, доработка систем учета и логистики оценивается в 7 млн долларов на 1 завод (у компании их 11).
Эксперимент по внедрению готовят для минеральной и питьевой воды, хотя отрасль считает идею нецелесообразной. Максим Новиков – президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, целей и причин ввода маркировки не понимает. Доля нелегальной продукции на рынке не более 1,5% от выпускаемого объема.
Однако, оператор ЦРПТ настаивает на том, что система маркировки показала высокую эффективность на многих рынках, где стала обязательной. Приводятся данные по росту продаж шуб (с 6 до 60 миллиардов рублей), в несколько раз больше оказался рынок обуви, объем табачных акцизов вырос на 59 миллиардов рублей, по сравнению с прошлым годом.