Налогообложение субсидий и грантов

Порядок налогообложения субсидий

В федеральном законе о федеральном бюджете, законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, в решении представительного органа МО о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями. (п.2 ст. 78.1 БК РФ)

В целях реализации регионального проекта “Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Кировской области” подпрограммы “Развитие малых форм хозяйствования Кировской области” государственной программы Кировской области “Развитие агропромышленного комплекса”, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 23.12.2019 N 690-П “Об утверждении государственной программы Кировской области “Развитие агропромышленного комплекса”, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, являющимися приложением N 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 “О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия”, Правительство Кировской области утвердило Порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Субсидия предоставляется в целях реализации национального проекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”, в том числе регионального проекта “Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Кировской области”, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов соответствующего федерального проекта, на оказание государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, понесенных в текущем году.

Для ЕСХН

Согласно п. 5 ст. 346.5 Кодекса установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” налогоплательщиками, применяющими единый сельскохозяйственный налог.

Указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового период.

ДЛЯ УСНО

Согласно п. 1 статьи 346.17 НК РФ, средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

ДЛЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Согласно ст. 271 НК РФ:

  • субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств;
  • субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав;
  • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления;
  • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам, связанным с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав. Разница между суммой полученных субсидий и суммой, учтенной в составе доходов на дату их зачисления, отражается в составе доходов в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному абзацем третьим настоящего пункта.

В случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГРАНТОВ

Грант – безвозмездная помощь юридическим и физическим лицам для реализации некоммерческих проектов. Грант выдается в виде денег или материального имущества. Средства расходуются на исследовательские, научные, опытно-конструкторские работы, образование, лечение и другие задачи. По итогу получатели гранта составляют отчёт о расходовании средств.

Особенности передачи ресурсов по гранту – безвозмездность и целевой характер субсидии.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен п.4 ст. 78.1 БК РФ, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

(п.4 ст. 78.1 БК)

В целях реализации государственной программы Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/735   «О государственной программе Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 – 2020 годы», Правительство Кировской области утвердило Постановление О предоставлении сельскохозяйственным потребительским кооперативам из областного бюджета грантов на развитие материально-технической базы № 19/260 от 30.12.2014г (далее – Постановление).

Согласно Постановлению, гранты выдаются с/х потребительским кооперативам на конкурсной основе и имеют целевой характер. Согласно п. 2.1.8.2 Постановления, в плане расходов средств гранта указывается наименование приобретаемого имущества, их количество, сумма. Согласно п. 2.1.9.2 Постановления, имущество должно быть использовано исключительно для целей развития кооператива.  Соответственно, гранты, получаемые с/х  потребительскими кооперативами в рамках утвержденной программы на основании Постановления, являются для потребительского кооператива целевыми поступлениями на содержание НКО и ведения ими уставной деятельности.

Уставная деятельность некоммерческой организации не имеет целью извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ) и направлена на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7 – ФЗ “О некоммерческих организациях”). Развитие материально-технической базы с/х кооператива увеличивает состав и структуру основных фондов кооператива, позволяет расширить и увеличить спектр услуг, оказываемых членам кооператива, что служит интересам уставной деятельности кооператива как некоммерческого предприятия.

Согласно п.п.3 п.2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

На основании п.2 статьи 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Исходя из вышеизложенного, субсидии на возмещение части затрат в целях налогообложения учитываются в составе доходов пропорционально произведенным расходам, а произведенные затраты – в составе расходов в целях налогообложения в порядке, установленном для соответствующей системы налогообложения. Налогообложение грантов на развитие материально-технической базы с/х потребительских кооперативов осуществляется с учетом положений п.2 статьи 251 НК РФ. 

Скачать документ в формате .docx

Есть вопросы?
Караулова Елена Владимировна
Директор ревизионного союза «Вятка»
Задать вопрос эксперту

Читайте также: